20 июля 2024 • Культура • Время чтения статьи: 2 минуты
На протяжении пяти тысячелетий китайские ремесленники, обладая уникальными навыками, создавали новые техники обработки, которые оказывали глубокое влияние на ювелирный дизайн в мире. Некоторые из этих методов продолжают использоваться и в наши дни, в то время как другие ушли в прошлое. Однако, в последние годы наблюдается попытка возродить некоторые из тех утраченных технологий, даже спустя тысячелетия. Этот путь восстановления и переосмысления традиций подчеркивает важность и многообразие китайского ювелирного искусства, которое продолжает оставаться актуальным и востребованным. В этой статье мы расскажем о четырех самых известных видах традиционного китайского искусства.
Резьба по нефриту 玉雕 [yùdiāo] — одно из самых древних ремесел Китая. В древности этот камень считался одним из самых прекраснейших, и дорогостоящих природных ресурсов, относящимся к наиболее прочным минералам. Нефрит начали добывать в Китае еще в каменном веке, придавая ему символическое значение, связанное со статусом, духовностью и чистотой.
Из нефритовых камней создавались предметы интерьера и украшения для императорских династий. К 3000 году до н.э. его назвали «юй», в переводе — «королевский камень».
Нефритовые изделия занимают важное место в культурном наследии Китая, и сейчас наблюдается возрождение интереса к этому искусству.
В 2002 году в Китае был организован престижный конкурс по резьбе из нефрита. В древности обработка проходила с помощью нитей и песка, сейчас же для этих целей применяется современное оборудование, однако трудоемкость процесса остается высокой, и такие изделия продолжают быть дорогостощими .
Китайская перегородчатая эмаль 景泰蓝 [jǐngtài lán], также известная как «эмаль с медной проволокой», — одно из самых известных художественных ремесел Китая и лучших видов перегородчатой эмали в мире. Считается, что базовые техники эмалировки в Китай завезли миссионеры из Центральной Азии во времена империи Юань. Однако лишь во время правления Цзинтая (1449–57) из династии Мин эти техники развились, к ним добавился творческий подход, а мастера сосредоточились на разработке узнаваемой темно-синей эмали, которую в Китае называют «синей эмалью Цзинтай».
Ее часто используют для украшения крупных ваз и чаш. Процесс эмалировки состоит из таких этапов как: ковка, плетение и спайка медной проволоки, заполнение эмалью, обжиг, полировка и золочение. Изделия с китайской перегородчатой эмалью выставляли на всеобщее обозрение при дворах императоров. Сейчас эта техника переживает переходный период, и многие дизайнеры начинают использовать ее при создании современных украшений.
Пекинская эмаль 烧蓝 [shāo lán] — другая техника перегородчатой эмалировки, которая процветала в эпоху династии Цин (1644–1912) и использовалась в ювелирном деле. Также известна как серебрянная эмаль. Считается, что она возникла как альтернатива изделиям с перьями зимородка, слишком сложным в исполнении. Она имитирует ярко-синий цвет павлиньих перьев, но при этом может использоваться только при создании серебряных украшений, отсюда и взялось второе название.
С помощью серебряной проволоки мастер создает своего рода рамки, которые потом заполняет синей эмалью. При каждом обжиге пекинская эмаль усаживается, так что для достижения идеально гладкой поверхности процесс необходимо повторить целых пять раз. Получается яркий синий оттенок с мягким полупрозрачным эффектом. В последние годы интерес к пекинской эмали стал возрождаться, а современные дизайнеры ищут новые подходы к этому процессу.
Инкрустация филиграни 花丝镶嵌 [huāsī xiāng qiàn], — мастерство филигранной инкрустации, также известное как тонкое золотое мастерство, является представителем китайского придворного мастерства и внесено в список «Восьми чудес Яньцзина» наряду с резьбой по нефриту, перегородчатой эмалью, резным лаком и т. д. Процесс филигранной инкрустации имеет более чем 2000-летнюю историю. Он возник примерно во времена династий Шан и Чжоу. Во времена династии Хань он отделился от процесса литья бронзы и сформировал независимую систему изготовления изделий.
Во времена династий Мин и Цин технология филигранной инкрустации достигла своего расцвета. В 2008 году она был включена в национальный список нематериального культурного наследия. В качестве сырья используется золото, серебро и т. д., а также такие методы, как защемление, заполнение, чтобы придать металлическим проволокам различные формы.
Такие произведения искусства были предназначены исключительно для королевской семьи и влиятельных персон, так как только они могли позволить себе подобные роскошные украшения из высококачественных материалов. После падения династии Цин, ювелиры, которые ранее работали при дворе и создавали королевские сокровища, переселились в Пекин, где на юге города открыли мастерские, специализирующиеся на филигранной инкрустации. В наше время осталось совсем немного ремесленников, обладающих навыками этого необычного искусства, но нельзя утверждать, что оно полностью исчезло.
Украшение перьями зимородка 点翠 [diǎn cuì] —потрясающая китайская ювелирная техника подчеркивает переливающиеся перья зимородка, которые много тысяч лет высоко ценились в Китае и считались символом женской красоты. Эти изделия с настоящими перышками зимородка – разноцветной птички, которую практически невозможно поймать — в Китае получили название тянь-цуй, что буквально переводится как «усеять зимородком».
Изначально эти уникальные изделия предназначались только для императорского двора, ведь на их изготовление требовалось колоссальное количество времени и ресурсов — крошечные кусочки перьев вырезали, наносили на них прозрачный клей (из каллагена из жил животных) и устанавливали в посеребренную рамку. Это столь тонкая работа, что инкрустированные перья порой невозможно отличить от перегородчатой эмали. Готовые изделия получались очень хрупкими, поэтому эта техника использовалась в основном для изготовления украшений для волос и брошей.
Перья зимородка не выцветают с годами благодаря тому, что цвет их обусловлен не пигментами, а микроструктурой пера. Искусство тянь-цуй угасло в 1940-е годы, а сейчас в Китае оно находится под запретом в связи со строгими мерами по защите зимородков, поэтому для того, чтобы создать подобное украшение используют перегородчатую эмаль.
Мы надеемся, что вам понравилась наша статья о китайской ювелирной традиции, некоторые из видов которых сейчас возрождаются и ценятся коллекционерами.
Если вы хотите узнавать больше о культуре Поднебесной, записывайтесь на занятия в нашу онлайн-школу китайского языка — Cheesecake ! Среди наших преподавателей есть не просто квалифицированные специалисты, но и носители языка с профильным образованием, которые не только расскажут вам о культуре Китае, но и поднимут ваш языковой уровень до небывалых высот!
Оставляйте заявку, мы расскажем подробнее о школе!
ИП Шайхутдинов Тимур Рифатович
ИНН 861900759025
ОГРН 322169000158429