22.06.2025 • Культура • Время чтения статьи: 2 минуты
В древнекитайской культуре вино (цзю, 酒) никогда не было просто напитком — это посредник между мирами. Указ Чжоуского князя в Цзюгао (酒誥, «Речения о вине») из канона Шаншу (尚書) превратил алкоголь в инструмент государственной этики:
Вопреки конфуцианскому контролю, вино стало топливом творчества для литераторов. Ли Бо и экстаз свободы: «Сто чаш — и поэма льется рекой» — для танского гения опьянение было состоянием, в котором «горы становятся друзьями, а луна — собеседником». Его стихи, рожденные под влиянием вина, бросали вызов иерархиям: «Выпью один — и небо со мной наравне!». Даосы видели в опьянении путь к просветлению: фраза «Чжуан-цзы пьян — но мир трезв» (醉翁之意不在酒) раскрывала даосскую идею: истина — за гранью формальностей. Вино здесь — путь к просветлению через растворение эго.
Традиция лечебных настоек (яо цзю, 藥酒) с женьшенем, хризантемой или сосновыми иглами превратила алкоголь в «повелителя лекарств» (бай яо чжи чжан, 百藥之長). Корейское сонгю (сосновое вино) и китайская дуканцзю (杜康酒) унаследовали эту практику.
XX век извратил традицию, подменив этикет — насилием:
Советское вторжение в ритуал: В 1970-х маршал Устинов превратил застолье в оружие политики. Его «метод»: опоить вьетнамских и индийских переговорщиков водкой, чтобы навязать кабальные договоры. Практика «сначала выпей — потом говори» прижилась в Китае как инструмент давления в бизнесе и чиновничьей среде.
Разрыв с «ли» (禮, ритуал): традиционный люшан цюйшуй (流觴曲水) — эстетическая игра с плавающими по ручью чашами — уступил место принуждению: «Ганьбэй! (乾杯, «Осушь бокал!») или потеря лица». Современные «винные игры» на корпоративах — антитеза конфуцианскому принципу «вино воспитывает благородного мужа» (酒以成禮).
Сегодня алкогольная культура Китая — поле битвы идентичностей:
История алкоголя в Китае — это пульс культурной памяти:
«В капле вина — отражение всех переворотов Поднебесной».
Китайская культура алкоголя — это путешествие от алтаря к бару, от ритуального эля Ли Бо до водочной дипломатии Устинова. Ее будущее зависит от возврата к корням: вино как инструмент единения (хэ, 和), а не подавления. Возрождение пивных фестивалей Циндао и этичных брендов — шаг к исцелению разрыва между Цзюгао и реалиями KTV-кабинок. В этом — надежда: что чаша вновь станет мостом, а не оружием.
«Когда пьют мудрецы — реки поворачивают к морю.
Когда пьют тираны — море превращается в пустыню».
Оставляйте заявку, мы расскажем подробнее о школе!
ИП Шайхутдинов Тимур Рифатович
ИНН 861900759025
ОГРН 322169000158429